В корзине пока пусто :(
+7 499 579-30-12
+7 903-148-51-11
+7 903-792-41-44
Позвоните мне
Ваше имя: *
Контактный телефон: *
г. Москва, м. Павелецкая,
ул. Дербеневская д. 1, 2 подъезд, цокольный этаж


Книга о шелке

Все права на данную книгу принадлежат Мальсаговой Т.С., копирование и использование только со ссылкой на источник.

Книга о шелке Мальсаговой Т.С.Шелк+Краска=Сказка

Здравствуйте! Я – моль… Конечно я не обыкновенная моль домашняя, вечно жующая ваши свитера и кофты, а совсем наоборот. Я бабочка тутового шелкопряда! Именно я даю вам легкую, нежную нить, из которой впоследствии ткут чудесную материю – шелк. Ниспадающий и прозрачный, с узором и без, тяжелый и гладкий, звенящий и шуршащий, обволакивающий и дурманящий, губительный и спасающий, греющий в стужу и холодящий в зной… Да-да, это я с виду такая скромная, может и не красавица, кому как. Но мои достоинства суток не хватит перечислять. Времени у меня очень мало, жизнь моя коротка, всего каких то 2-3 дня. Если вам интересно, усаживайтесь поудобнее и вы узнаете все секреты про меня, моль, про толстых гусениц с рожками, про шелк… А о чем не успею поведать, расскажут мои друзья.

Все началось очень давно, в году эдак 2690 до нашей эры. По прихоти красавицы Си Лин-ши, ее муж, первый китайский император Хуан-ди повелел своим подданным развести тутовый сад. Уж очень были привлекательны и вкусны плоды тутовника. Темные ягоды конусообразной формы, состоящие из мелких бусинок с соком, которые таяли во рту одна за другой…

Как-то раз, когда деревца тутовые уже оформились, в сад залетела оголодавшая моя пра-пра-прабабушка, обыкновенная моль. Молодая листва ей так пришлась по вкусу, что она решила поселиться здесь же. Наевшись листьев тутового дерева, бабочка отложила мелкие яйца, из которых в скорости появились маленькие гусенички с изящными рожками.

Это сначала гусенички были крошечными, не больше 3 миллиметров, копошащимися в огромном клубке. Когда же они расползлись во все стороны по веточкам тутовника и начали жевать молодые, ароматные, хрустящие листочки, то быстро пошли в рост и стали… линять. Да, сбрасывать старую, ставшую тесной кожу. После четвертой линьки некогда маленькие гусенички превратились в огромных гусениц по 8 сантиметров, тяжелых, достигающих веса до 4 грамм. Но они на этом не остановились, а продолжили хрумкать уже большие листья тутовника.

В возрасте сорока дней гусеницы стали вялыми и прозрачными. Помнится, когда я была гусеницей, мне вдруг захотелось укрыться от посторонних взглядов, завернуться в тутовый листочек и не только в него.

У каждой гусеницы шелкопряда есть особые железы – прядильные, они занимают большую часть нашего тела. В задней части образуется особый белок-фиброин, состоящий из аминокислот аланина, глицина и серицина. Фиброиновое волокно – это и есть шелковая нить. Проходя через переднюю часть прядильной железы, ниточка покрывается шелковым клеем – серицином.

Так вот. Отвлеклась на энтомологические подробности. Захотелось мне закутаться в эту самую нить вместе с головой с рожками и со всеми ножками, да и заснуть.

Представляете, сначала мы были просто греной (так называют шелководы наши яйца), затем превратились в толстых гусениц. А теперь вот завились в кокон. Что же дальше? Две недели покоя и тишины.

А дальше, надоело качаться на ветвях в спальном мешочке – коконе. Захотелось самой полететь и увидеть вновь голубое небо, зелененькие листочки и его, его единственного и неповторимого, любимого… Ах, страсть! Голова кругом … Ах! Вздохи и поцелуи... Ах! Это что, мои детки? Я отложила 800 яиц размером с маковое зернышко. Детки, мои детки! Я вас уже не увижу! Вы осиротеете, еще не родившись… Печаль? О нет! Я сыграла свою роль достойно. 800 детей – ни это ли счастье и смысл всей моей жизни. Но у нас еще время, еще 1-2 дня прежде, чем я усну вечным сном. Мою жизнь я отдала детям, а моя подруга? Это ей вы обязаны шелковыми одеяниями.
Эй, шелковод! Что-то меня ко сну тянет. Расскажи, пожалуйста, моим новым друзьям то, что я не успела.

Рассказ шелковода.

Согласно приводимой Конфуцием легенде, императрица Си Лин-Ши первая размотала шелк с кокона, поднятого ею под тутовником и принятого за красивый плод. Во время чаепития он случайно упал в ее чашку и в результате размяк. Пытаясь достать его своими длинными ногтями, императрица вытянула сверкающую на солнце шелковую нить… За это Си Лин-Ши возвели в ранг божеств Поднебесной Империи. Ей поклоняются в Китае и сегодня. Производство шелка долгое время считалось священнодействием. Императорский декрет 156 года н. э. указывал, что собирать своими руками тутовые листья для кормления гусениц шелкопряда разрешается только императрице. Она единственная руководит их разведение и выбирает нити, из которых будут вытканы ритуальные одежды императора.

В течение 2000 лет любого, кто пытался выдать секрет шелка чужеземцам, ожидала смерть…

Тутовый шелкопряд (Bombyx mori) – это, пожалуй, единственное, не считая конечно пчел, одомашненное насекомое. Тот шелкопряд, какого мы знаем сейчас, был выведен путем селекции. В дикой природе у него много врагов, также он может погибнуть от различных болезней. А когда за гусеницами ведется надлежащий уход, то процент выживаемости их больше. Чем больше коконов, тем больше шелка. Сегодня тутовый шелкопряд в дикой природе почти не встречается. Бабочка настолько одомашнилась, что полностью утратила способность летать. Моль вам уже рассказала про прядильные железы. Но умолчала о том, что тутовый шелкопряд славится своими половыми аппетитами: спаривание длится так долго, что самец довольно часто умирает от истощения. Ну, это я так, между прочим... Продолжу. Коконная нить тутового шелкопряда состоит из двух ниточек фиброина, склеенных между собой серицином. У тутового шелкопряда есть еще брат, который ест листья дуба, потому и называется дубовым шелкопрядом. (Antheraea pernyi). Его же коконная нить, как и нить шелкопряда бабочки – павлиноглазки (Samia Cynthia), питающегося листьями китайского ясеня, состоит из двух нитей, содержащих смесь серицина и фиброина. За счет этих нитей и «шелкового клея» кокон шелкопрядов получается плотным. Чтобы выбраться наружу из кокона, бабочка размачивает его изнутри едким щелочным секретом – особой прозрачной жидкостью с ферментами. С нашей молью мы разобрались, а что ее подруга? Ее кокон был отправлен на коконосушилку, как и многие другие коконы тутового шелкопряда. Там, куколок, которым не суждено было стать бабочками, убили горячим паром, а коконы отправили на шелкомотальную фабрику. Может, заглянем туда вместе?

Поход на шелкомотальную фабрику.

Смотрите! Чтобы размягчить шелковый клей, коконы бросают в большой чан с горячей водой – градусов 50-60 по Цельсию. Теперь нужно подхватить начальную нить кокона. Для этого существует специальное приспособление – мотовило, вращающаяся щетка, одним словом. Шелковая нить очень тонкая, поэтому берут нити сразу с нескольких коконов и соединяют их, пропуская через агатовое кольцо, прикрепив к мотовилу. Вот нити разматываются себе потихоньку, разматываются, бывает до километра, а то и больше. Так получается шелк – сырец. Он очень легкий, на один килограмм готовой ткани уйдет от трехсот до девятисот километров нитей – это примерно 1000 гусениц (18 кг коконов), поедающих за полтора месяца 60 кг тутовых листьев (3 тутовых дерева). За это азиаты-шелководы прозвали тутового шелкопряда обжорой (magnans) несмотря на то, что сами шелководы в свою очередь не прочь полакомиться коконами, размотав их от шелка, в жаренном или засахаренном виде.

Что моль у нас отдыхает перед долгой дорогой? Отправляйтесь тогда к Ткачу, он господин веселый, многое поведать вам сможет, да и чаем думаю, напоит, зеленым, китайским.

Ткач и его заветная тетрадь.

А, гости дорогие! Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.

Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!

Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двух сторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.

Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку – один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.

Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать – получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты – бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…

Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач – Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.

Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.

Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.

Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:

Газ-иллюзион – самый тонкий;

Газ-кристалл – самый блестящий и яркий;

Газ-марабу – самый жесткий;

Газ-рис – самый мягкий.

Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.

Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова – «гро» – означает шелк, другая – название места. Потому гродешин – из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин – из Берлина, гродефлоранс – из Флоренции, гродетуар – из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.

Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе – атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.

Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.

Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.

Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит – каждый цветок изяществом дышит.

Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.

Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.

Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами – манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.

Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!

Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества – тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.

Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.

Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости – терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух – это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода – это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!

Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты – для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.

Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.

Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.

Петинет. Кружевная шелковая материя – цветочных мотивов феерия.

Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.

Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток – и дешевый поплин готов для крестьян.

Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.

Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки – шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.

Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.

Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое – уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта – самая старая шелковая ткань, известная человеку.

Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.

Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная – забава для богачей.

Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.

Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы – в уток.

Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка – тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.

Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.

Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона – километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане»? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках – голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток – шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая – другого. Все очень просто, но как толково!   «Ментенон», «помпадур»,   «дюбарри» – старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты – букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.

Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство – это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.

Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.

Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.

Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.

На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд – тутовая моль, ангел – хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…

Шелковые картины – часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

Вот и все на сегодня о шелке, мои дорогие. А о красках и росписи я не скажу ничего. Постучите, пожалуйста, в двери другие – там Художник живет, спрашивайте у него.

В гостях у Художника.

Должен сообщить вам, что ткачи и художники были всегда очень дружны между собою. Еще в давние времена, в теплые среднеазиатские зимы, жители кишлаков натягивали нити основы. Бродячие художники посещали дома и наносили на основу будущей ткани цветочные орнаменты. А затем, следуя этим рисункам, ткачи создавали полотна с орнаментом в виде ромбов, края которых были нечеткими, будто бы размытыми. Это и был знаменитый «абровый» шелк.

Вообще, к шелку художники питали особую страсть. На картинах живописцев любой эпохи можно увидеть блеск шелковых одеяний. Нужно было в совершенстве владеть кистью и высоким уровнем живописного мастерства, чтобы отобразить на холсте любой тип шелка: волнистый переливчатый муар орденских лент, гладкие и узорчатые атласы, тонкую хрустящую тафту, мягкий уютный бархат, роскошную парчу, изящные кружева…

Ну, о шелке вам, кажется, ткач рассказывал; мое же дело – познакомить вас с красками – вернее, с цветами, но пусть вам вначале о символах и воздействии цвета на человека психолог расскажет.

Монолог психолога.

Вначале, я думаю, стоит упомянуть о том, что употребление каждого цвета имеет свою традицию. Уже в античные времена цвету были присвоены символические значения: белый считался цветом аристократии, а зеленый, серый и коричневый цвета являлись принадлежностью сельских жителей. А еще некоторые цвета выражали эмоциональное состояние – к примеру, черный, серый и темно–зеленый были символами печали.
Расскажу подробнее о некоторых цветах.

Желтый. На примере этого цвета особенно отчетливо можно увидеть, насколько важен тот или иной оттенок. Золотой, соломенно-желтый, шафраново-желтый, грязно-желтый… С одной стороны, желтая поверхность кажется теплой и приятной, как бы испускающей свет и приближающейся к нам, а с другой стороны, желтый оказывает беспокоящее, подавляющее воздействие на психику.

В древности золото считалось застывшим солнечным светом. В то же время его называли Желтым Дьяволом. Желтый – цвет жизни: цвет созревших колосьев, солнца, спелых желтых плодов. А также, желтый – цвет смерти: цвет опадающих листьев, пожухлой травы. Желтый крест в Европе обозначал чуму, а желтый или желто-черный флаг – карантин. В текстах сербских заговоров болезни уносит желтая собака, желтый петух либо желтый человек. На Тибете «желтым глазом» называли ревность.

Зеленый. Очень материален, успокаивающий, но способен и в тоску зеленую вогнать. Чаще всего соотносится с незрелостью («молодо – зелено»), но также и с бурным ростом и свежестью, юностью и надеждой. Шут в средневековой Европе носил зеленую с желтым одежду, а на банкрота в Германии одевали зеленую шапку…

Красный. Красный с древности являлся синонимом красивого, прекрасного: «красна девица-красавица», «на миру да с песнями и смерть красна», «не красна изба углами, а красна блинами да пирогами». Красный – значит, украшенный: красный угол в избе был самым почетным, там размещались иконы. Красное и красивое во многих языках обозначают одним словом. Красный – цвет любви и полноты жизни, но и цвет крови, огня, войны. Это активный и агрессивный цвет. На знаменах он является знаком революции, бунта, борьбы. Карфагенцы, развернув над головами прекрасные красные шелковые полотнища, обратили в бегство атаковавших римлян.

Красному приписывают и целительные свойства, до сих пор при вывихах запястья и лодыжки перевязывают красной шерстяной нитью. Красной же лентой повязывают голову от мигрени. Символические качества красного переносились и на растения, цветы или плоды которых имели красный цвет. Например, в славянском фольклоре красная калина – знак девственности и красоты.

Власть и величие также связаны с красным цветом. В Византии носить красные сапожки могла только императрица, прочим такая роскошь не позволялась. Скажу так же немножко о пурпуре. Пурпурными бывали только императорские одеяния, так как пурпурная краска была чрезвычайно дорогой вследствие трудности ее добывания. Финикийцы получали пурпур из особых желез морских моллюсков – тысячи раковин ради одного грамма краски. Вначале она была прозрачной, затем, подвергаемая воздействию солнечного света и воздуха, менялась – желтела, зеленела, темнела, как бы созревая до желаемого цвета. Кажется, пурпур состоит из двух частей спектра, в природе несоединимых – синей и красной, но при этом красное соотносится с земным, а синее – с небесным. В Азии красный символизировал юг, а у индейцев Северной Америки – восток, несущий торжество и успех.

Синий. Это цвет глубины моря, навевающий прохладу. В христианстве синий цвет – символ божественной истины, непознанной тайны. Кроме этого, синий цвет родственен черному, потому у некоторых народов он считался траурным. Во Франции не случайно возникла сказка о «Синей Бороде» – по-французски ужас звучит как «синий страх». В Азии синий цвет связывался с востоком, а у североамериканского индейского племени Чероки – с севером, тревогой и поражением.

Голубой. Цвет высоты и неба. У католиков голубой цвет божественный. Не случайно дева Мария облачена в целомудренные голубые одеяния сверху, а внутри красные, как символ ее земных страданий. На языке геральдики голубой цвет – верность, честность, добрая слава.   Черный. Люди связывают черный цвет с бессознательными состояниями: обмороком, сном, смертью. Именно он считается цветом траура, несчастья, гибели всего живого. Черное – это мрак, мрак – это ночь, а ночь у многих народов связывается со злом и колдовством, опасностью для человеческой жизни. Черный Человек считался предвестником смерти. В детском фольклоре, а также в текстах магических заговоров нагнетание черного цвета служит для устрашения слушателей. Что касается магии, то тот ее раздел, что содержит заговоры, призванные наносить вред человеку, так и называется – черная магия.

Но черный цвет может иметь и хорошее значение. Так, в некоторых африканских племенах женщины с очень черной косой считаются наиболее сексуально привлекательными, а у арабов «чернота сердца» означает любовь. У тюрков слово «кара» («черный») имело несколько значений: темное северное небо и что-либо большое, главное, великое, могучее…

Белый. Символ чистоты, невинности, радости и добродетели. Белый – это свет, свет – это день. Еще в античные времена белый цвет означал отрешенность от всего мирского. Белый – цвет одежд ангелов и святых. В христианстве белое – знак родства с божественным светом, цвет жизни, а в Древнем Риме жрицы богини Весты должны были надевать платья с пурпурной оторочкой и белые вуали. У некоторых народов белая одежда символизировала величие, торжественность и считалась принадлежностью царей и жрецов. На Руси слово «белый» являлось синонимом независимости, вольности, праведности. «Белые крестьяне» – освобожденные от податей, «белая земля» – земля, принадлежащая церкви, а «белый свет», как сообщал В. И. Даль, – «вольный свет, открытый мир, свобода на все четыре стороны». Белый день противостоит черной ночи, как жизнь противостоит смерти. А у мусульман белый цвет – цвет траура. Привидения и призраки тоже белые. Значит, белый цвет – начало жизни и ее конец. Вообще, мы не только видим цвет и распознаем его оттенки, но и слышим. Как? Эй, музыкант, что ты там напеваешь?...

Звенящая радуга.

«Разложив мольберт – треножник,
Звук раскрашивал художник:
Звук хрустальный превратился
В синий, светло-голубой;
Медный – вспыхнул ярко-красной,
Вспыхнул ярко-ярко красной,
Огненною полосой…»

Цвета можно сопоставить со звуками, а оттенки цветов с оттенками звуков. У каждого человека свое цветомузыкальное восприятие, но по Ньютону – синий цвет соответствует высоким нотам, красный – низким, а зеленый цвет – нотам среднего регистра.

«Желтая – типично земная окраска. Желтое нельзя особенного углубить. Повышение желтого звучит как труба, в которую все сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар… В музыкальном изображении светло – синее подобно звуку флейты, темно – синее – виолончели. Все углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа…» Так воспринимал цвет художник Василий Кандинский («О духовном в искусстве»). Цвет в данном случае служит окраской инструмента.

Вообще же звуковой окраской музыкальных инструментов является тембр, но в глазах великого художника он превращается в цвет.

В музыке так же, как в цветовом круге. Радостная мелодия может содержать в себе множество оттенков: от торжественно-строгой (марша) до легкой танцевальной. Печальная – от светлой грусти до глубокой скорби.
Вот мы и разобрались, что цвет можно не только видеть, но и слышать.

А чувствовать?

Оранжевое настроение.

Давайте сейчас поговорим еще о том, какое действие оказывает цвет на настроение и самочувствие. Вам известно, что слово «бесцветный» является синонимом чего-то неинтересного, никакого, безрадостного, наконец. С. М. Эйзенштейн писал: «Мне скучно, когда на столе рядом не горят синий и желтый карандаши, когда не красная в зеленых полосках подушка ложится на голубой диван. Когда не слепит пестротой халат. Когда по занавескам не бегут желтые полосы, пересекаясь голубыми или пересекаясь малиновыми».

Все цвета, окружающие нас, влияют на наше настроение. Конечно, никто из нас не способен изменить серый цвет мокрого осеннего асфальта или унылого неба, затянутого облаками, но мы можем использовать нужные цвета в интерьере квартиры, в одежде. Используя определенные цвета, можно изменить настроение, сформировать эмоциональный фон.

Цвета, поднимающие настроение. Желтый – цвет радости и веселья, но если вы испытываете страх, желтый может вызвать у вас неприятные эмоции. Золотой и оранжевый цвета вызывают подъем настроения, бодрость и оптимизм. Красный цвет повышает эмоциональный тонус, но при длительном воздействии способен вызвать агрессию. Розовый цвет способствует подъему настроения, ассоциируется с детством и располагает к сентиментальности. Пурпурный цвет формирует торжественный настрой, ощущение праздника и приподнятое настроение.

Цвета, настраивающие на меланхолический лад. Фиолетовый цвет успокаивает, способен вызвать меланхолию, это цвет мечтателей, верящих в сказки. Лиловый близок фиолетовому по своему воздействию. Багряный – цвет ностальгии и грусти. Голубой способен снять нервное раздражение, успокоить, настроить на серьезный или грустный лад, способствует некоторому снижению аппетита. Серый – цвет нейтральности, состояния пассивной подавленности, отсутствия эмоций. Черный может вогнать человека в мрачное состояние; если вы перевозбуждены и вам долго не удается заснуть, некоторые психологи советуют приобрести постельное белье черного цвета – оно способно помочь при бессоннице.

Цвета, успокаивающие и формирующие ровное настроение. Сине-зеленый и бирюзовый цвета способны снять раздражение и успокоить. Зеленый цвет незаменим для снятия раздражительности, обусловленной нервным переутомлением.

Оливковый цвет смягчает и успокаивает человека. Желто-зеленый снимает раздражение, умиротворяет. Охра – останавливает рост раздражения; таким же свойством обладает коричневый цвет. Белый цвет способен погасить растущее раздражение, немного успокаивает, на работу серьезную настраивает.

Цвета влияют не только на настроение, но и на состояние организма человека. Воздействуя на настроение, можно улучшить и самочувствие. Белый и серый нейтральны и не вызывают ощутимых изменений.

Серый и черный противопоказаны угнетенному человеку.

Коричневый успокаивает.

Лимонный, желто-зеленый, сине-зеленый, синий, лиловый, фиолетовый, белый – цвета, помогающие отдохнуть.

Желто-зеленый, лимонный, пурпурный, фиолетовый, розовый, оранжевый, красный придадут бодрости. Вся желто-оранжевая гамма является стимулятором жизнедеятельности и помогает поднять тонус.

Желтый цвет, при регулярном использовании его в одежде и интерьере, помогает людям с низким артериальным давлением.

А вот гипертоникам показаны синий и зеленый цвета.

Оранжевый, оранжево-красный и пурпурный оказывают возбуждающее действие не хуже утреннего кофе.

Черный и синий подойдут, если вам нужно сосредоточиться.

Серовато-голубоватый и бирюзовый помогут вам остыть.

Синий и зеленый способны также помочь при воспалительных процессах в вашем организме.

А про разные процессы, которые происходят в вашем организме, подробнее расскажет врач – натуропат.

Советы врача – натуропата.

Давно известен науке факт, что наше тело окружено биополем, то есть энергетическим полем, имеющим определенный набор частот. Состояние физического тела напрямую связано с состоянием биополя, а также воздействием на него других внешних частот.

Существуют «злые» и «добрые» частоты. «Злые» частоты, постоянно воздействуя на наше биополе негативно, изменяют здоровье физического тела (например, как неприятен технический шум, бытовой шум, звуки метро, «кислотный» цвет интерьера). Сначала возникают устойчивые стрессовые состояния, а со временем и психо-соматические заболевания.

«Добрые» же частоты «работают» противоположным образом. Изменяя вибрации нашего биополя в позитивную сторону, «добрые» частоты оздоравливают наше физическое тело и психику.

Поэтому я, как врач, рекомендую своим пациентам пение и рисование, так как огромную роль в поддержании и восстановлении здоровья играет музыка и цвет.

И музыка и цвет имеют волновую структуру с характерной частотой колебаний. Но природа этих явлений разная. Звук порождается продольными волнами, распространяющимися в какой – либо среде (стены, воздух), а световой спектр является электромагнитной волной, колебания которой перпендикулярны направлению ее распространения. Но и звук, и свет являются носителями высших частот, природа которых выходит за пределы физического мира.

Цвет, как и звук, чрезвычайно важен для здоровья. Различные цвета и ноты оказывают свое влияние на состояние здоровья. Например, сине-зеленый или голубой (нота «соль») уравновешивают психику и положительно воздействуют на сердечно-сосудистую систему и кровь. Синий (нота «ля») успокаивает и воздействует на бронхиальную систему и пищеварительный тракт. Желтый (нота «фа») – улучшает ясность мышления и лечит желудок, печень, желчные ходы и нервную систему. Красный (нота «до») – возбуждает эмоции, улучшает деятельность почек и опорно-двигательной системы.

По моему мнению, нет ничего лучше, чем роспись по шелку под прекрасную музыку или ваше собственное пение. Ведь в этом случае вы получаете не только сеанс цвето- и звукотерапии, но и стимулируете биологически активные точки на коже рук прикосновением к живой материи шелка. Эй, художник, хватит моль рисовать, ты что-то еще интересненькое рассказать хотел.

Цвет души художника.

Вы говорите, что Ткач упоминал о Китае? Я тоже люблю эту страну. Наверное, психолог утомил вас перечислением цветов и их свойств, но послушайте еще кое-что о цвете. В речах авторов китайского трактата по теории искусства («Слово о живописи из Сада с горчичное зерно») цвета обретают подлинную яркость. Глава «О цвете» - это изящная картина, написанная виртуозной кистью.

Лу Чай сказал:
«На небе облачка или зори сверкают подобно парче. Это собственно колорит неба. Земля рождает траву и деревья, вся щедро покрыта узором. В этом цвет Земли. У людей есть глаза, брови, зубы; светлое и более темное, красное и черное вперемешку размещены на лице. Это принцип окраски человека. Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание своей окраской, фазан прихорашивается. В этом ключ колорита таких существ…

Советник Чжан И утверждает, что черное – это белое, а белое – это черное. Приводя доводы в спорах, его уста будто рисуют миражи, a язык возводит воздушные замки – так он умащает свои речи. Это может быть названо колоритом автора… Необъятное Небо и Земля, неисчислимое множество людей и других существ, прекрасные сочинения и богатейший язык – все это составляет мир красок. Как можно относить колорит только к живописи?!
  …размолотой киноварью и размягченными белилами можно создавать тонкую жанровую картинку, применяя светло-зеленую и светло-желтую, можно передать причудливую красоту пейзажей. В них облака подобны белым полосам, небо – в разливах красной зари, горные пики высятся – синие, деревья покрыты ярко-зеленым. Если красные цветы свисают гроздьями у входа в ущелье, то знай, что разгар весны. Если же желтые листья лежат перед повозкой, знай – поздняя осень. Сущность всех времен года – в душе художника, пальцы его соперничают с природой в искусстве всех превращений»
А вы знаете, на чем писали свои картины китайские художники? Догадываетесь? Конечно же, на шелке! Он обрабатывался особым образом и использовался в качестве холста.

«Слово о живописи…» поистине является энциклопедией изобразительного искусства. Как подготовить шелк, как приготовить краски, какие краски лучше использовать для изображения тех или иных предметов, как рисовать деревья, камни, листья, цветы, людей и потоки воды – это и многое другое описано в книге столь подробно и таким красивым, ярким и сочным языком, что даже новичок в рисовании невольно потянется к кисти. Но одного желания рисовать мало, есть законы живописи и композиции, которые нужно знать и уважать, прежде чем взять в руки кисть, карандаш и краски.

Волшебная страна изобразительного искусства.

О шелке и цвете вам кое-что известно.

Не угодно ли побродить по стране чудесной, изобразительным искусством она называется?
Карандаш в этой стране Король, Кисточка – Королева, а Краски – «вся королевская рать».
В цветном королевском саду вместо мощеных дорожек – ахроматическая шкала тонов.

«От белого до черного дорога далека. Меж ними пролегают лишь серые тона» – любит напевать Король Карандаш, переходя от светлых серых тонов к более темным. У него черный грифель и он горд тем, что в родстве с нейтральными цветами.

Черный, белый, серый – от самого светлого до самого темного тона – называются нейтральными, а работа, выполненная с их помощью – тональной. Тональная работа – это работа отношений «темнее – светлее», то есть тональными, а не цветными отношениями. Ярким примером может служить черно-белая фотография или черно-белое кино. Тон влияет и на цвет, делая его темнее или светлее. Но самый чистый и насыщенный цвет у спектра – этот цвет так и называется спектральный. Спектр – это полный набор цветов, составляющий белый дневной свет.

Белый дневной свет – это карусель из радуги, если ее сильно раскрутить. У каждой краски свое постоянное место. Они кружатся в карусели друг за другом и поют веселую песенку:

«Каждый - Красный
Охотник - Оранжевый
Желает - Желтый
Знать - Зеленый
Где - Голубой
Сидит - Синий
Фазан - Фиолетовый»

Лишь только карусель останавливается, начинается другая игра. Краски берутся за руки и водят хоровод – цветовой круг, и громко кричат: «Радуга закольцованная, заколдованная!»

Посмотрим, чем же так интересен цветовой или спектральный круг. Да это же удивительная возможность и старому, и малому, зрелому, опытному и первый раз об этом слышащему разобраться, что к чему, что кроется за различными терминами, которые так любят употреблять художники и дизайнеры.

Итак, те краски в цветовом круге, которые стоят напротив друг друга, называются дополнительными, а если они возьмутся за руки и запоют вместе, то каждая из них станет еще ярче, независимо от тона, то есть светлоты или темноты цвета. Делаясь темнее, светлее, смешиваясь с другими красками, цвет теряет чистоту, то есть свою насыщенность и, тем не менее, положенный рядом дополнительный цвет как бы прибавляет энергии, усиливает звучание цвета, делает его в нашем восприятии чище и звонче.

Их дует – контрастное сочетание.

Когда идет дождь, вместо зонта на ось карусели надевают Равносторонний треугольник, которого приглашают из Волшебной страны Математики. Его вершины указывают на наиболее гармоничные сочетания цветов.

В понедельник за гармонией следит одно трио цветов, а во вторник вы можете выбрать гармоничное трио сами, стоит лишь повернуть Равносторонний треугольник один раз. И так всю неделю.



 Но главными всегда остаются три основные краски – красная, желтая и синяя. У них есть помощники – цвета, образованные от дружбы с основными.

Красный + Желтый = Оранжевый
Желтый + Синий = Зеленый
Синий + Красный = Фиолетовый

На юге Волшебной Страны всегда лето. Там живут теплые краски. Их называют «Красно-желтые братья». Иногда к ним заходит в гости «Зеленый» и от дружбы с ними теплеет, становясь «желто-зеленым».

На севере – зима. Очень холодно. Выжить там могут только холодные краски – «Зелено-сине-фиолетовые братья».

Красные и зеленые – пограничные цвета. От того, с кем они дружат, к кому в гости заходят, к кому тяготеют, зависит – теплые они или холодные.

Частенько все собираются попить чайку у тетушки Композиции. Это такая разумная дама со связями, благодаря которой строится Художественное Произведение, где живут Содержание, Характер и Назначение. Ее верные слуги – Точка, Пятно, Линия, Цвет и Фактура.

В самой большой светлой комнате «вся королевская рать» ставит большой круглый стол. Его украшают венками из роз, лилий и незабудок или невиданных сказочных цветов и растений.

Король Карандаш, Королева Кисточка, Краски, тетушка Композиция с племянниками Содержанием, Характером и Назначением пьют китайский зеленый чай с вишневым вареньем, а их развлекают звонкими песнями заморские птицы, сидящие по углам.

Взгляните сверху на эту мирную компанию, и вы увидите план статической композиции. Здесь нет случайностей. Здесь хозяйка Статика. Состояние покоя и равновесия – обязательное условие при построении статической композиции. Статика уважает симметрию и порядок. Для нее важны пропорциональные отношения площадей фона и рисунка, что очень важно при росписи платка, скатерти квадратной формы.

По субботам проводятся интеллектуальные вечера в маленькой прямоугольной гостиной. Маленькие десертные столики расставляют вдоль стен, украшают их шелковыми скатертями с орнаментами, узорами разными завлекательными. Самые маленькие Красочки попивают чай из маленьких кружечек и слушают большие сказки тетушки Композиции, набираются ума-разума.

Хозяина этой комнаты зовут Ритмом, и все в этой гостиной подчинено ему и его жене – Мере. Подчинено ясному закономерному чередованию мотивов и элементов этих мотивов, какими бы сложными или простыми они не казались на первый взгляд. А уже дедушка Мотив – главный завершенный сам по себе элемент текстильного Орнамента. Если Мотив представляет один элемент, мы имеем простой мотив, а если он с внуками, тогда это большая семья – единое орнаментальное образование, пластически оформленное, из многих элементов. Чередуясь, эти мотивы составляют целую улицу – порядок. Это ни что иное, как Кайма. Кайма в замкнутой композиции может идти по одному краю прямоугольника, со всех сторон прямоугольника, квадрата или круга, но в любом из этих случаев она будет подчеркивать и утверждать статическую композицию, подчиненную какому-либо виду симметрии.

Но если вы уж повстречались с хозяйкой Динамикой, о покое можете забыть. В одном из углов ее комнаты находится огромный камин, из которого рвутся наружу языки пламени, то слабые, то сильные.

Долго здесь никто не задерживается, так как сама хозяйка Динамика куда-то спешит и торопится, движется. Динамика – это движение! Движение в композиции строится на противопоставлении масштабов, на контрастном повороте мотивов, на ярко выраженной разнице расстояний между ними, как правило, построение идет по диагонали или имеет активно направленную диагональ в структуре.

Динамическая и статическая композиции, кроме структурных отличий, отличаются и по эмоциональной выразительности. Если статическая композиция несет идеи покоя и строгости, то динамическая утверждает движение от слабых, едва заметных проявлений, до предельно активных и напряженных.

А вот еще один важный господин по имени Колорит. Он задает общий, преобладающий Цвет и тон орнаментальной композиции. Как вы уже знаете, цвет бывает теплым и холодным. От преобладания теплых оттенков цвета в композиции получается Теплый Колорит. Если же больше холодных, сгармонированных между собой цветов, то возникает Холодный Колорит.

Бывает еще Колорит, основанный на контрастных сочетаниях. Это преобладание сочетаний противоположных цветов в нашей закольцованной радуге. Каждый выбирает свои оттенки, только свои сочетания цветов, свой колорит. Как бы аккомпанируя цвету глаз, волос, кожи, возрасту, фигуре и общему настроению. Достигнуть гармонии между своей внутренней сущностью и внешностью, то есть цвет + Я – это и значит найти свой цветовой стиль.
Но в композиции важен не только цвет, и поэтому нам с вами никак не обойтись без мадам Ритмического движения, доброй знакомой Ритма и Динамики.

Ах, это вездесущая мадам Ритмическое Движение. Она же создает плавные или скачкообразные переходы от малых форм к большим, от близких к далеким, от простых к сложным, от светлого к темному. Ее главный закон – повторяемость через определенный интервал.

Будучи дамой порывистой, но в тоже время законопослушной, она распространяется на самые разные характеристики формы: в орнаментальной композиции размеры элементов, расстояние между ними, их наклоны или повороты, цвет или световые отношения элементов.

В Волшебной стране Изобразительного искусства существует еще много законов, но самый главный, на мой взгляд, выверенный за куском воздушной материи, натянутой на деревянную раму – закон простоты: чем проще – тем лучше.

Итак, самое сказочное волшебство начинается!

Ткач ткани расстилает – нахваливает. Дизайнер эскизами размахивает. Художник – замыслы-мотивы, что Дизайнер придумал, Королю Карандашу на ушко нашептывает.

Король Карандаш тут же главнокомандующим становится. Отдает четкие приказы кому, куда и как двигаться.

Королева Кисточка, знай только, головой покачивает, а все же свою линию проводит, управляя ратью многоцветною.

Расписали ткань и понесли Дизайнеру, тот уже знает, что с ней делать. Давайте его самого и послушаем.

В поисках истоков (посиделки у Дизайнера).

Человек очень рано ощутил потребность украсить себя. Ведь даже когда еще не было одежды из ткани, индейцы наносили на тело орнамент в виде татуировки.

Когда люди начали повязывать на себя куски ткани, точно неизвестно. Но на основе дошедших до нас произведений искусства, можно предположить, как изменялся кусок тканого полотна в ходе исторического развития.

Во многих теплых странах кусок ткани, обернутый вокруг бедер, единственная одежда человека и до сих пор. Классический римский наряд состоял из большого куска материи – тоги. Но я думаю, самый красивый пример использования куска ткани для живописного одеяния – это традиционный наряд индийской женщины. Сари – это большое полотнище ткани без швов и узлов, которое драпируется на женском теле, превращаясь в платье: простое – для работы, сверкающее шелковое с золотыми нитями – для праздника.

А когда появился первый шейный платок? Посмотрите на рисунки с изображением египетских фараонов, созданные четыре тысячи лет назад, полоска ткани на шее имела скорее практическое, но, возможно, и символическое назначение. Китайские воины примерно в 220 году до нашей эры носили что-то, похожее на галстук.

1663 год. Версаль. Хорваты – победители участвуют в параде перед дворцом владыки Франции. Людовик 14 приходит в восторг, когда мимо дефилирует хорватский конный полк, в котором солдаты носят на шеях цветные платки.

Так в Европе началась мода на платки и галстуки.

Очень важна ткань и для интерьера. Первая ткань – занавес, скорее всего, играла роль защиты от солнца и любопытных глаз. В наши дни текстиль создает художественный образ интерьера или призван подчеркнуть основной, художественный замысел.

Стиль и назначение – это то, на что опирается каждый художник. Так, для детской комнаты хорошо светлое, легкое и пушистое, а для кабинета – строгое, темных оттенков, настраивающее на рабочий лад.

Да, серьезным человеком оказался Дизайнер. Может, теперь заглянем к Историку?

Кхе, кхе, кхе… Много вы уже интересного да полезного узнали, ну а теперь я вас в свою очередь сказками побалую… Все о нем, о шелке…

Сказки Историка.

Эту сказку о том, как тайна производства шелка в Японию попала, мне один почтенный японец рассказал. Потому перескажу вам ее слово в слово.

СКАЗКА О МУДРОМ ИМПЕРАТОРЕ.

Японский император Оницура Секаху был стар и мудр. Много раз вставало солнце над горой Хакусан. Весной завораживала своим цветением сакура, ранним летом ослепляли светлячки, поздней осенью сердце сжималось от алой листвы кленов. В положенное время садовники подстригали кусты в его саду и расставляли камни. Проходила жизнь… Медленно и величаво, как все, что не делалось в стране Восходящего солнца.

Но в последнее время тревожные мысли не давали ему уснуть… До каких пор Поднебесная будет диктовать свои условия маленьким островам? Великая соседка расцветает благодаря тутовому шелкопряду, поющему «шелковую песнь» поистине «золотой нити», а его страна все время отстает от нее на пол шага. Его предки всю жизнь поклонялись духам природы, а теперь господствующая религия – буддизм. Бронзу и железо тоже позаимствовали у Поднебесной, не говоря уже о рисе и ячмене… Гнев закипал в сердце Оницура Секаху, пальцы судорожно сжимали полу шелкового халата. Что может быть прекраснее и ненавистнее этой нежной материи?! Она услаждает взгляд и ласкает тело, но до чего дорога!!! И тут хитрая улыбка осветила его морщинистое лицо. Почему же Японии не завладеть секретом изготовления шелка? Он знал, что надо делать.

Два года назад Оницуру Секаху сослал своего единственного сына в монастырь за непослушание и распущенность… Не дозволено будущему императору вести себя, как простой смертный, но старец готов был простить его, если… Он вслушивался в обычное и слышал неожиданное… Он всматривался в настоящее и видел будущее… Он вдумывался в простое и находил сложное… Частицы складывались в целое, в малом содержалось великое. Долго брел он по тропинке философов, вдоль реки Кацура. Отдыхал под сенью бамбуковой рощи и снова шел вперед. То, что он задумал, должно перевернуть всю жизнь страны Восходящего Солнца.

Оницура Секаху видел их во сне. Это были хрупкие и изящные луноликие китаянки. Ли Е - ухаживала за тутовыми деревьями, она разговаривала с ними, как с живыми, могла распознать их прихоти, отвести болезнь. Мэй У знала толк в обращении с шелкопрядами: была внимательна и предупредительна, нежна и заботлива. Ю Ци сматывала шелк с коконов так ловко, что нити пели в ее пальцах тоненькими девичьими голосами. И Тай не было равной в ткачестве: узоры ее полотен превосходили красой все земные красоты. Каждая из четырех – мастерица в своем деле, а все вместе – великое таинство – китайский шелк!

В полдень сын предстал взору Оницу Секаху. Старик еле сдержал себя, чтобы не бросится ему в объятия… Все такой же красивый, но так и не укрощенный за два года отшельничества. Голова гордо вскинута, глаза сверкают… Вот такой исполнитель и нужен был Оницу Секаху. Ну что же, в дорогу? Не снимая монашеского облачения, будущий император отправился в путь…

Ли Е, как обычно трудилась в своем любимом саду, среди тутовых деревьев. Ей не было скучно, листва заменяла ей подруг, они перешептывались о своих девичьих фантазиях, и не завидовали друг другу. Умаявшись за день, Ли Е села отдохнуть под дерево и ветви погладили ее по голове, переплетаясь с волосами… Вдруг будто ветер повеял в лицо…по тропинке шел прекрасный юноша в одежде монаха. И сердце Ли Е подсказало, что так приближается любовь… Он оказался добрым и трудолюбивым, он помогал ей поливать деревья, вскапывать землю вокруг них, обламывать сухие ветки… Вместе сделанная работа сближает, вдвоем съеденная рисовая лепешка вкуснее в сотни раз… А потом он сказал, что теперь должен уйти… Ли Е поняла, что она не проживет без него уже ни дня… Так первая из четырех китаянок, которые приснились однажды Оницура Секаху, оказалась в стране Восходящего Солнца. Любовь не признает границ…

Перед Мэй У закружилась в своем призрачном танце бабочка. Она порхала и вилась вокруг девушки, взмахивая крылышками, и замирала… «Этот добрый знак», – подумала Мэй У. Ведь именно к бабочке обратился Будда со своей последней проповедью. Девушка знала, что бабочки залетают в дом к счастью, и так ей стало от этого тепло и уютно, так спокойно, как давно уже не было… Мэй У жила одна, родители ее умерли, и на хлеб она зарабатывала тем, что ухаживала за шелкопрядами. А бабочка – это ведь другая ипостась шелкопряда, его иная сущность. Поэтому, когда танец окончился, и бабочка сложив крылышки, превратилась в прекрасного юношу в одежде монаха, Мэй У ничуть не удивилась. Она поняла, что это ангел-хранитель опустился ей на плечо… Так вторая китайская девушка, последовав зову сердца, оказалась в стране Восходящего Солнца.

Ю Ци любила смотреть, как заходит солнце… Ее пальцы ловко сматывали шелк с коконов, а воображение уносило в те далекие страны за горизонтом, где каждый вечер она умирала вместе с последним лучиком, для того чтобы потом вновь родится. И вдруг она услышала чей-то голос, который читал танки:

«В новогоднюю ночь Сон увидел – храню его в тайне
И улыбаюсь…"
«Еще», – попросила Ю Ци.
Голос продолжал: «Со свечою в руке
Человек гуляет по саду –
Провожает весну…»
«Еще», – заворожено молила Ю Ци.

Так продолжалось очень долго, а когда девушка оглянулась, чтобы увидеть лицо того, чей голос она уже полюбила, ее взору предстал прекрасный юноша в одежде монаха. Во все времена любовь поет одну и ту же песню разлук и встреч… Так третья из увиденных Оницура Секаху во сне китаянок очутилась в стране Восходящего Солнца.

И Тай наткала столько полотен, что ими можно было бы несколько раз обернуть земной шар. И не было двух одинаковых узоров, каждая новая ткань была не похожа на предыдущую. Под ее искусными пальцами расцветали яркие цветы, тонкие колосья склонялись под тяжестью зерен, змеились прозрачные ручейки… Пастельные тона сменялись буйством красок, а причудливые сочетания расцветок рождали новую палитру. И вот однажды И Тай перестала пить и есть, сон покинул ее ложе… Поэтому, когда перед ней явился прекрасный юноша в одежде монаха, она поняла, что это последнее, что она хочет увидеть в своей жизни… Любовь всегда исполняется под аккомпанемент преданности и жертвенности, зовет на подвиги и совершает безумства. «Четвертая» – сосчитал Оницура Секаху. План удался: страна Восходящего Солнца обрела секрет изготовления шелка.

Прошли столетия, новая промышленность достигла такого уровня, что стала таким же национальным достоянием Японии, как фарфоровая посуда, театр «кабуки», аранжировки цветов «экебана» и борьба «сумо». А в области Сеттсу в честь четырех китайских «любовниц» построен храм.
Возможно, это благодарность мудрого и хитрого Оницура Секаху.

СКАЗ О ТОМ, КАК СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА ШЕЛКА «УТЕК» В ХОТАН.

Правда или вымысел, но по легенде…Дело было в Хотане, сейчас это Синьцзян – Уйгурский автономный район. В то время это небольшое царство-государство славилось превосходным нефритом.

Местный правитель, алчный и тщеславный, богател за счет торговли нефритом и другими драгоценными камнями. Последнее время он не мог ни есть, ни спать. Ни за какие деньги не удавалось заполучить тайну производства шелка. Эта чудесная ткань очень нравилась правителю, но та цена, которую он платил за шелковые одеяния, приводила его в бешенство. Жадность и еще раз жадность привела его за советом к своему министру Юйчу Му.

Юйчу Му был человеком мудрым и рассудительным. Он посоветовал своему господину не впадать в печаль, а схитрить и посвататься к китайской принцессе, славящейся своей красотой, но вздорным характером.

Принцесса для приличия поломалась немножко, но предложение приняла. Тогда Юйчи Му отвел ее в сторону и потихонечку говорит: «Знаю я, принцесса, что любите вы особо две вещи – нефрит и шелк. Много в Хотане превосходного нефрита, да вот беда – нет ни одной шелковой ниточки! Не привезете ли вы, принцесса, с собой яйца тутового шелкопряда и семена шелковицы?»

«Что вы, что вы, – замахала руками принцесса, – это же государственная тайна! Меня же убьют за это, и правитель ваш овдовеет, не успев жениться!»

«Ну что ж, – вздохнул Юйчи Му, – значит, судьба ваша такая, что после свадьбы вам, принцесса, одеваться придется поскромнее…» Сказал – и ушел.

И что бы вы думали? В назначенный день приезжает в Хотан китайская принцесса: на голове невиданная прическа из волос сооружена, в багаже – тюки и разные снадобья, и тьма-тьмущая домашней прислуги.

«Батюшки, – всплеснул руками хотанский правитель, – лучше бы вместо этих дармоедов да запасов сена ты шелка бы побольше захватила».

Захихикала принцесса: «Эх ты, муженек, недогадливый! Это для пограничной стражи они – моя прислуга, а на самом деле – высококвалифицированные специалисты по разведению шелкопряда, выращиванию тутовых деревьев и шелкоткачеству».

Хотанский правитель где стоял, там и сел: «А на что ж тебе все эти специалисты, когда в Хотане ни одного побега тутового нет?»

А принцесса снова захихикала и достала из запасов сена маленький шелковый мешочек: «Вот, говорит, тебе семена шелковичные!»

Взял правитель мешочек и совсем растерялся: «Где ж я червей-то тутовых возьму?»

Тут принцесса перестала хихикать и говорит строго: «А ну-ка, муженек новоиспеченный, помоги-ка мне волосы распустить. Да осторожнее, смотри!»

Стал правитель хотанский разматывать вавилонскую башню из волос, да как отпрыгнет: «Ой, говорит, это что же у тебя, женушка, гниды?!»

«Сам ты гнида! – рассердилась принцесса, – Это же грена – яйца тутового шелкопряда!»

Вот так сырье и технология производства шелка, контрабандой завезенные в Хотан, оказались вскоре и в других государствах к западу от Китая.

В Индии шелководство стали осваивать в долине реки Брахмапутра, где климат очень благоприятен для быстрого роста тутовых деревьев. Туда шелк проник видимо сухопутным путем из Китая, но история об том умалчивает. Может вы что-то слышали?

СКАЗ О ПУТЕШЕСТВИИ ШЕЛКОПРЯДА ПО ЕВРОПЕ.

Было ли, не было, но историки уверяют, ссылаясь на древние летописи, что первыми в Европе с шелком познакомились греки. И не случайно, видимо, Александр Македонский пошел персов воевать. В то время они все караванные пути из Азии в Европу и обратно контролировали. Дань с проезжих людей брали золотом и шелком, да и мелочевкой, думаю, тоже не брезговали.

Александр Македонский – царь Македонии, полководец, сын царя Филиппа II весной 334 года до н. э. во главе небольшой армии начал поход против Персидской Державы. В битве при реке Граник Александр одержал победу над авангардом персидской армии, после чего города Малой Азии без сопротивления открывали ему свои ворота. Осенью 333 года до н. э. в сражении при Иссе персы вновь были разбиты и все порты малазийского побережья были захвачены. Зимой 332-331 года до н. э. македонские войска заняли Египет, а местные жрецы признали в Александре Македонском царя. Из Египта он направился в Месопатамию и занял Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану. Продолжая поход на Восток в 330 году до н. э., он овладел центральной частью Иранского нагорья и в 329 до н. э. вторгся в Среднюю Азию.

Повсюду местное население Александра Македонского встречало, как освободителя и несло к его ногам золото и шелк. Последний Александр Македонский высоко ценил. Будучи человеком образованным он знал еще от Аристотеля, своего учителя, о шелковичном черве, от которого «женщины берут отдельные коконы, разматывают и после прядут нить», из которой ткут чудесную ткань, в которой прохладно в зной и тепло в мороз. Да еще обладает она дезинфицирующим эффектом, что не мало важно для походной жизни – паразиты не заводятся.

В Древний Рим шелк экспортировался по знаменитому «шелковому пути» и на рынках ценился на вес золота. Хотя Плиний и восхищался этим дорогим материалом, который «одевая женщин, раздевает их», римское законодательство смотрело на него с подозрением и временами даже запрещало, находя непристойным. Король же вестготов Аларих при осаде Рима в 408 году потребовал от местных жителей в качестве выкупа 4 тысячи шелковых туник.

После падения Римской Империи византийский император Юстиниан монополизировал торговлю шелком. Более того, он в 550 году уговорил двух монахов, долгое время живших в Китае, привести ему яйца шелкопрядов. Монахи, не устояв перед обещанной «царской» наградой, вывезли семена тутового дерева и «заветные» яйца в трости, сделанной из полого бамбукового тростника. Если бы монахи-шпионы были схвачены китайцами с поличным, то им грозила бы смертная казнь. Так или нет было на самом деле, но Константинополь стал центром производства шелка в Европе.

Большой вклад в распространение шелка по Европе внесла христианская церковь. В Восточную Азию по шелковому пути пролегали маршруты первых миссий. Именно здесь прошел великий венецианец Марко Поло. В 1271-1275 годах он совершил путешествие в Китай, где находился на службе у хана Хубилая. Он был пленен этой драгоценной тканью и привез ее в большом количестве. Церковные облачения до сих пор шьют из шелка.

В Испанию шелк попал благодаря Сарацинам. Имея колонии и используя подневольный труд рабов, испанцы в 1522 году наладили шелководство в Мексике, высадив там тутовые деревья.

Во Франции шелкоткачество начало активно развиваться при Генрихе IV , который 1601 году приказал высадить в Тюильри двадцать тысяч тутовых деревьев. В VII веке Франция становится одним из главных производителей шелка в Европе.

Англия так же не оставалась в стороне. В 1528 году Генри VI стимулировал приток эмигрантов – ткачей из Испании и Голландии, где шла война, в Британию.

В 1629 году ряды ткачей пополнили французы, основав профессиональную гильдию.

Английские банки финансировали промышленный шпионаж, засылая «своих людей» в Италию и Францию под видом чернорабочих, где они перерисовывали схемы механизмов и заправочные данные структур тканей для ткацких станков.

Засылали шпионов и в Китай. Так два века назад из Поднебесной была вывезена бабочка-павлиноглазка вместе с семенами китайского ясеня – их кормового растения. С ней связывали большие надежды, так как нить шелкопряда Samia Cynthia более прочная. Но этот вид продемонстрировал полную промышленную бесперспективность, и разводить его перестали. Так и летает теперь бабочка-павлиноглазка, одичавшая, по Европе.

Изобретение в ХХ веке синтетического волокна, нанесло смертельный удар по производству натурального шелка в Китае. На сегодняшний день главными поставщиками шелка на мировой рынок являются Япония и Корея, лишь на третьем месте Китай.

Сможет ли Китай на пике нового экономического взрыва вернуть себе былую славу?

СКАЗ О «ШЕЛКОВОЙ» ДОРОЖКЕ.

 За этот сказ могу полностью поручиться…

В 1877 году немецкий географ и геолог Ферминанд Рихтгофен опубликовал свой многолетний труд о Китае. Впервые система караванных путей, связывающие более тысячи лет культурные центры между Китаем и Средиземноморьем, получила название Великий Шелковый путь.

Позднее этот термин стал иметь более широкое толкование и обозначать весь комплекс торговых контактов Китая со Средней Азией и Европой. А начиналось все так…

С приходом к власти императора Уди (140-87 годы до н. э.) Китай одерживает ряд блестящих побед и, оттеснив извечного врага – кочевые племена сюнну, устанавливает стабильные отношения с соседними государствами.

В 139 году до н. э. Уди направляет своего посланника Чжан Цяня в Западные края с целью получения поддержки и заключения союза с проживающими там народами против ненавистных сюнну.

Дипломат отсутствовал 30 лет. Из них более 10 лет провел в плену у сюнну. Попал он в плен сразу же после отбытия из Луцси – пограничного северного поста. Только в 128 году до н. э. ему удалось бежать и со временем достичь государства Давань, расположенного в Ферганской долине. Здесь Чжан Цянь завязал торговые отношения по обмену шелка, пороха и бронзы на ферганских скакунов, согласно древней легенде, потомков драконов, «потевших кровью», и их кормовую культуру – люцерну. Позднее с помощью даваньцев он добрался до государства Канцзюй (территория озера Балхаш и Иссык-Куль), а затем и до конечной цели Даюэчжи (бассейн Аму-Дарьи).

Не заключив военно-политического союза с Даюэчжи Чжан Цянь отправился в обратный путь, но опять попал в плен к сюнну и только в 126 году до н.э. прибыл в столицу Китая Чанъань (Сиань), где его заслуги были высоко оценены.

Во время своего путешествия Чжан Цянь собрал богатейшие сведения о странах к северо-западу от Китая и о людях, населяющих их, да и заодно проторил дорожку с востока – из Ханьской империи в Среднюю Азию.

Помните, я рассказывал Вам о победах Александра македонского, так это он проложил караванный маршрут из Европы в Среднюю Азию, через Иран, Византию, обходя с севера Каспийское и Черное моря. С тех пор эти две дорожки объединились и образовали большую дорогу из Китая в Европу и обратно.

Этот караванный путь объединил четыре могущественные империи: Ханскую, Кушанскую, Парфянскую и Римскую. А в средние века еще и империю Сасанидов и Монголов, Арабский Халифат и Византию.

Правда, траектория пути со временем менялась через Азербайджан по северному или южному побережью Черного моря, направляясь в Константинополь и в Европу.

Караваны везли бронзовые зеркала, керамику, фарфор, порох, бумагу и, конечно, в огромных количествах шелк, так как купцов он привлекал легкостью, компактностью и дорогой ценой. Потому эта дорога и получила название Шелковый путь.

Да, вот еще. В наше время предпринимались попытки «придать свежее дыхание древнему маршруту». В рамках международной программы под названием «Шелковый путь – путь диалога», принятой ЮНЕСКО в 1987 году, было осуществлено 11 экспедиций, призванных способствовать изучению истории древнего караванного пути.

А в середине апреля 2002 года стартовала Международная научно-исследовательская экспедиция «По следам Великого Шелкового пути 2002-2004» под руководством и при непосредственном участии неутомимого путешественника Федора Конюхова.

Возродятся ли древние связи и дружба между народами?

Расписывать ткань люди начали с древности вот вам несколько историй. Что правда, а что нет, решайте сами.

СКАЗКА О КАПЛЕ ВОСКА.

 Жила-была на острове Ява девочка.

Трудно жилось им вдвоем с мамой, были они очень бедные. Дети дразнили ее, и никто не хотел с ней дружить, потому что она не умела ни читать, ни писать, а денег на учебу не было. Поэтому она гуляла по острову одна, но от этого совсем не страдала, так как у нее было много других, более важных дел, чем игра с детьми.

С утра она собирала на берегу океана ракушки для бус, днем – лазила по деревьям в поисках дупла, где могли поселиться дикие пчелы. К вечеру девочка приходила домой, ложилась на циновку и сразу же засыпала, даже песни и пляски местных жителей у костра не тревожили ее.

Маме девочки тоже было не до веселья. К утру ей надо было нанизать ракушки на нити и надавить меда диких пчел из восковых сот, принесенных дочерью.

Бусы и мед каждый день забирал толстый торговец. Он бросал несколько монет, и, скривив губы, с ухмылкой уезжал на рынок. Этих монет хватало только на еду, об учебе и думать было нечего.

Однажды девочка заболела, и мама повела ее к старому лекарю. Старик с размалеванным лицом что-то долго читал над горячими углями, затем разогрел воск и начал капать его в воду. Ах, какие красивые получались фигурки птиц и животных, когда колдун доставал застывший воск из воды. Но старик был злой, он тут же сминал фигурки в своих костлявых кривых пальцах.

Хотя девочка не умела писать и читать, но была умной и сообразительной. Оставшись одна, она расстелила большое белое покрывало, единственное в доме, на пол, взяла чан с водой, растопила воск и давай капать…

Она помнила, как это делал колдун, поэтому тоже стала кружиться вокруг чана, грозно кричать и махать руками. Воск капал не только в чан с водой, но и вокруг все было испачкано воском. Когда девочка увидела, что натворила, то схватила скатерть и спрятала ее в корзину с пальмовыми листьями, что стояла в углу. Достала восковые фигурки, вылила воду, подмела пол и села ждать маму у входа в хижину.
Мама, увидев унылую девочку на пороге дома, сразу же почуяла что-то неладное, но спрашивать ничего не стала, утро вечера мудренее, накормила девочку и спать уложила. Вывалила пальмовые листья в чан, залила кипятком, чтобы утром из мягких и податливых листьев наплести новых циновок. Скатерти, что лежала между листьями пальмы, она и не заметила.

Наутро девочка проснулась от крика. В середине хижины стояла мать и держала в руках золотисто – коричневую ткань, испещренную белыми точками разного размера и формы. «Что за чудеса? – кричала мама. – Что это такое!!!».

В это время в хижину вбежал торговец. Он ахнул от изумления и с почтением поинтересовался: «Сколько вы хотите получить за эту ткань, уважаемая?».

Женщина, удивившись, выронила скатерть, да так и осталась стоять с поднятыми руками. Торгаш отсчитал десять монет и быстро исчез, забрав с собой ткань.

«Мама, посмотри, это же серебро!» – тормошила девочка мать за юбку, зажав монеты в руке.

С тех пор мама с дочкой занялись окрашиванием ткани с использованием воска, но теперь они разогревали воск в маленьком чайнике с носиком (чантинге) и наносили воск на ткань в определенном порядке по задуманному рисунку. Затем ткань красили минеральными красками, что привозил им торговец из далекого Китая. Метод же свой назвали просто – батик, на яванском значит «капля воска».

Со временем девочка выросла, научилась читать и писать. У нее появились свои ученики. Самая талантливая ученица придумала вместо чайника-чантига проволочный штамп, который окунался в расплавленный воск и прижимался к полотну – это ускоряло процесс росписи. А другая талантливая ученица, из Голландии, придумала электрический батик-штифт – ручку, в которой воск не застывал, а был всегда в расплавленном состоянии.

Ну, тут уж все кинулись изобретать – кто только на что горазд! Изобрели химические красители; вместо пчелиного воска предложили парафин и стеарин; объявили, что сетка восковых трещин, которая считалась дефектом, вовсе не дефект, а художественный эффект – кракле.

Вот так, одна маленькая капля воска выросла до размеров океана – целого направления в искусстве под названием «горячий батик».

СКАЗКА О КРАСОТЕ (ИСТОРИЯ ШКОЛЫ РУССКОГО БАТИКА).

Не знаю уж правда то, или так выдумка, но бабка моя, Ефросинья так сказывала, причитающи: «Напали на землю росичей вороги. Построили мужчины вокруг города крепостные стены, а сами ушли дружиной ворогов по степи гонять и выпроваживать непрошеных гостей за пределы земли русской.

Но коварные вороги не захотели честной схватки в поле, а осадили город, где остались одни женщины, старики и дети. Порешили они городок штурмом не брать, а измором взять. Стали они перед крепостной стеной оргии устраивать, бесчинства всякие, пиры невиданные закатывать, чтобы осажденные пуще боялись, да хотелось бы им, голодающим, отведать всяких явств.

Собрались старейшины на совет, решать, что делать, как быть. Думают-гадают, а что делать не знают…

Смотрят в уголке девчушка, деда Сергия внучка, притулилась. На белом платочке черной смолой цветочки рисует, а соком морковки да свеколки их раскрашивает, да ладно так получается. Подивились старейшины… А дед Сергий изрек: «Красота мир спасет!»

Собрались тут все жители, и мал, и стар. Достали из сундуков полотна беленые, нарвали платков и давай расписывать, кто во что горазд. Кто цветы невиданные рисует, кто птиц заморских, а кто травку зелененькую, что под ноженьками. Смолой рисуночек с помощью соломенки наводят, а конским волосом да перышками гусиными раскрашивают. Желтую краску из сока морковки делают, красную – из свеколки, зелененькую – из травки давят.

Высушили платки на солнце. Все жители, от мала до велика, покрыли себя платками и вышли к ворогам.

А вороги, вместо того, чтобы за мечи схватиться, пали на колени, увидев красоту такую. И решили вороги не ходить больше в эти места с войной, а лишь только по делам торговым.
Русские-то наши люди с измальства к рукоделию склонность имели, да мастерству всякому учились с молоком матери. Из покон века рубахи вышивали да расписывали платки, что свободной росписью, ни чета китайцам, да досками деревянными рисуночки штамповали, что пряники тебе печатные.
Это уже потом, когда бензин-керосин в ХХ веке навыдумывали, то наводку казеином с парафином делать стали, да всякими другими химикалиями. Красители анилиновые там, какие еще химические в ход пустили. Одна грязнота для природы.

А еще слово какое выдумали – контурная техника, а иноземцы так вообще этот метод «школой русского батика» прозвали».

Ну, что почитали небылицы?
Теперь прошу, отправляйтесь к мастерице!

К списку статей

Новости
Плюш из Германии для мишек Тедди и не только.
Шелковый топс (гребенная лента), шерстяной мериносовый белый топс (гребенная лента)